Как мне научиться понимать моего младенца?

 

Младенец — телесное существо. Кормление, чистота, объятия. Вначале: весь мир — это я. Мама — это любовь. Кормление грудью. Защищенность и рождение любопытства. Первые вылазки в большой мир. Развитие памяти и способности мыслить. Роль семейных отношений в развитии младенца.

 

Иногда младенца называют улиткой без домика. Это существо, живущее исключительно собой; как и улитка, вроде бы мало связанное с остальным миром и в то же время такое же нежное и ранимое...

 

Мир новорожденного — это он сам, а состоит он из одного тела. То есть душа и тело младенца составляют одно неделимое целое. Ухожено и сыто тело младенца, получает оно достаточно тепла и ласки — тогда и душа его благоденствует. Малейшее неудобство, голод или холод тотчас повергают совсем юную душу крохи в отчаяние.

 

Это и понятно, ведь сам он ничегошеньки не может! Он не в состоянии сам устранить неудобства, достать из холодильника молоко, разогреть его или помыться. Он даже не в состоянии сказать об этом. Единственное, что ему остается, — это известить мир о своей беде громким криком. Нельзя не принимать всерьез эти беды младенца или смеяться над ними. Застигнутый врасплох собственными потребностями, он испытывает огромный страх исключительно по причине своей полной беспомощности. Представьте себе страх и отчаяние тяжело раненного человека, к которому никто не спешит на помощь, и это будет лишь малая часть того страха, который испытывает младенец. Взрослый человек обладает способностью реально оценить опасность, у него уже есть жизненный опыт; у младенца такого опыта нет.

 

А что, если ребенок не кричит? Ведь есть же тихие, нетребовательные дети, с которыми забот у родителей очень мало. Всегда ли это признак благополучия и удовлетворенности? Не торопитесь с выводами. Здесь могут быть три причины — три принципиально разные жизненные истории.

 

В одном случае это ребенок, окруженный любовью и вниманием, он то и дело «гулькает» и улыбается, а если и покричит иногда, то лишь для того, чтобы подать сигнал: в данный момент ему чего-то не хватает. До больших страхов в этом случае не доходит, потому что помощь не заставляет себя долго ждать, а если мама и задержится, то старается устранить беспокойство ребенка удвоенной нежностью, так что страхи его тут же уходят.

 

Но есть и другие ситуации. Кому не приходилось слышать «педагогические» советы всяких там соседок, тетушек и бабушек: «Дай ребенку покричать, от крика легкие развиваются!» Или: «Не позволяй ему себя терроризировать! Пусть не думает, что он тут главный!» И вот что удивительно, советы эти очень часто приносят, казалось бы, положительные результаты — то есть ребенок, окончательно выбившись из сил от крика, наконец успокаивается и засыпает. Если такое повторяется изо дня в день, приступы плача действительно становятся все реже и все короче. Но можно ли радоваться таким переменам? Ни в коем случае! Это означает лишь одно: ребенок понял, что кричать бесполезно, все равно никто не придет на помощь. Таким образом, его доверие к миру оказывается навечно подорванным: ведь этот мир бесконечно жесток к нему, здесь никому нет до него дела.

 

Да как же не брать малыша на руки?! Девять месяцев жил он в материнском теле, в тепле и уюте, где ему ни в чем не было отказа и где он со всех сторон испытывал самую буквальную поддержку, — а теперь вот взять и бросить кроху одного, мол, сыт, помыт, и хватит. Подумать только, какой травмой станет это внезапное одиночество для беспомощного малыша, которому даже расстояние в один метр после внутриутробной близости кажется космическим! Младенец воспринимает окружающий мир как продолжение себя самого, материнская грудь ему много ближе собственных ног. Как мы говорили, душа и тело у него едины, нежное прикосновение к его маленькому тельцу — это одновременно прикосновение к душе. Держать ребенка на руках означает не дать упасть его душе.

 

О важности изначального доверия к миру знают, казалось бы, все, а формируется оно уже в первые дни, недели и месяцы жизни. Именно изначальное доверие к миру является фундаментом способности человека к счастью.

 

Бывает также, младенец никогда не плачет оттого, что желания его удовлетворяются прежде, чем они успели возникнуть. Такая чрезмерная опека ведет к развитию чрезвычайно пассивного характера. Об эксперименте с искусственной матерью-шимпанзе мы уже рассказывали. Но в реальной жизни такое случается достаточно редко, ведь уже само устройство нашей нелегкой жизни не допускает подобных ситуаций.

 

Физическое и душевное благополучие младенца целиком зависит от трех вещей: объятий, кормления и чистоты.

 

Представьте себе такую ситуацию: крошечное, беспомощное и чрезвычайно ранимое существо, до сих пор девять месяцев жившее в полной защищенности материнского лона, оказывается катапультированным в этот большой и холодный мир. Это как если бы вас из восхитительного тепла уютной постели вдруг выбросило бы в просторы космоса, где абсолютно все по-другому, где ничто тебя уже не греет и не держит, и тебе буквально не за что ухватиться. Хорошо, если тебя вовремя подберет спасительный звездолет, где внутри тепло и немного похоже на родной дом! В ином случае ты потерян.

 

Примерно так чувствует себя и младенец в совершено незнакомом ему мире. Если мамины руки здесь, если можно прижаться к маминому телу, запах которого — единственное, что знакомо ему в этом мире, то жить можно. В противном случае страх становится твоим неразлучным спутником на всю жизнь...

 

Речь не просто о физическом выживании, речь о душевном благополучии ребенка, а без чувства защищенности оно невозможно. Ведь никто из нас не хочет вырастить своего ребенка волчонком, пугающимся всех и всего, — мы желаем видеть наших детей счастливыми и уверенными, способными к любви и бесстрашным социальным контактам. А без воспитания изначального доверия такое невозможно. Поэтому, пожалуйста, приучайте детей к рукам! Мы часто удивляемся африканским детям: как умудряются они, растущие в ужасающей бедности, не растерять радости жизни? Берите пример с африканских матерей, у которых младенец буквально не сходит с рук, тогда и ваш ребенок будет спокойным и улыбающимся![1]

 

 

 

Еще одно испытание для малыша — это ужасное чувство голода. В раю материнской утробы оно никогда не возникало! А теперь чувство голода вызывает страх, что очевидно задумано самой природой. Пища важна для выживания, а страх — это именно тот двигатель, на который в известном смысле всегда можно положиться. Поэтому, испытывая голод, младенец кричит так отчаянно. Сам он позаботиться о своем пропитании не может, а как, если не громким криком, заставить больших и сильных прийти ему на помощь? И если помощи приходится ждать слишком долго (время для младенца течет по-другому: то, что для матери всего лишь пять минут, для него — вечность), страх завладевает всем его существом. Совсем без страха обойтись невозможно, но слишком большие страхи ведут к душевным заболеваниям.

 

Что касается кормления грудью, младенец, кажется, прекрасно информирован об источнике питания, он безошибочно находит сосок. Одна мать рассказывала, как ее приемные дети, которых никто никогда не кормил грудью, инстинктивно льнули к ее груди, ища сосок и характерно причмокивая.

 

Чистота также чрезвычайно важна для душевного благополучия младенца. Ведь он сам не может почесать там, где чешется, и такой раздражитель тоже может стать источником большого страха. Не говоря уже о разных других неудобствах — ему то жарко, то холодно, и он ничего не может предпринять, мало того, пожаловаться у него тоже нет никакой возможности.

 

Разные дети по-разному реагируют на все эти раздражители. Одни остаются более или менее спокойными, другие тотчас начинают сильно нервничать. Это в большой степени может зависеть от психической конституции ребенка.

 

А от чего зависит понимание родителями сигналов коммуникации младенца?

 

У вас наверняка была надежда, что автор откроет в этой главе тайны некоего общего «языка» младенца. К сожалению, мы вынуждены вас разочаровать — такого языка не существует. Но существует так называемый невербальный язык тела, понятный в общем и целом каждому человеку. Например, улыбка означает удовольствие, плаксивая гримаса — неудовольствие, крик — зов о помощи или угрозу.

 

У каждого из нас есть свои собственные сигналы, и если мы проводим достаточно времени друг с другом, если мы друг другу не безразличны, то интуитивно начинаем понимать этот язык. Точно так же любовь и желание понять младенца подскажут вам правильный ответ, но для этого, прежде всего, необходимы время и спокойствие.

 

Психологи советуют матери после родов не слишком рано, так сказать, «вылезать из халата». Маленькие городские семьи имеют не только свои преимущества, но и свои недостатки. Молодой матери просто необходимо, чтобы кто-то был рядом и в первые недели позаботился о ней, для того чтобы она набралась сил для заботы о ребенке.

 

Послеродовой период наполнен для матери особым тайным драматизмом. Не только для младенца теперь все по-другому — для матери мир тоже стал другим, что не может не отразиться на ее душевном состоянии. Но как часто именно в это время она чувствует себя непонятой и даже преданной самыми близкими людьми, и прежде всего — мужем. А в эти дни матери необходимо ощутить защищенность, чтобы быть в состоянии передать это чувство младенцу. Ведь даже самый замечательный человек не может дать то, чего у него нет.

 

Роль отца трудно переоценить, хотя и существует распространенное мнение, будто отец младенцу не очень нужен, и надобность в нем появляется позже, когда ребенок начинает ходить и говорить. О важной роли присутствия в семье третьего лица, а именно отца, подробнее мы поговорим в следующей главе, а сейчас хочется отметить чрезвычайную важность одного явления.

 

Мать во время беременности и кормления грудью настолько поглощена своим симбиозом с младенцем, что в ее чувствах остается мало места для отца, разве что дело касается обид и упреков в невнимательности. Таким образом, образуется заколдованный круг. С одной стороны, отец бессознательно выталкивается из этого единства. Это не может его не обидеть, и тогда он, возможно, сам отходит в сторону. Но с другой стороны, потом его в этом же и упрекают[2].

 

Важно, чтобы отец с самого начала присутствовал в семье, а самое главное, чтобы он присутствовал в мыслях и чувствах матери, и не просто как любимый мужчина, а как отец ее ребенка. В конце концов, зачала она не от святого духа, у каждого ребенка есть конкретный, живой отец. Давно пора развенчать этот женский «героизм», когда мать решает родить «ребенка для себя». Это, по сути, не героизм, а чистейшей воды эгоизм. Скольких женщин я ни спрашивала: «А ты хотела бы, чтобы твоя мама родила тебя „для себя“?» — ни одна еще не ответила утвердительно. Достаточно уже того, что подобное нередко происходит, так сказать, незапланированно, стоит ли беду еще и планировать?

 

В нашем обществе, к сожалению, вообще существует печальная тенденция умаления роли отца, эта последняя часто сводится лишь к роли «кормильца», «добытчика». Если я хочу, чтобы отец ребенка разделил со мной ответственность, я должна быть готова поступиться частью собственной исключительности по отношению к ребенку. Не все «мужики» — «безответственные идиоты», и нередко такими — в собственном стремлении к безраздельной власти — мы делаем их сами.

 

 

 

Итак, вначале для младенца весь мир — это только «я». Материнская грудь и ее тело — это тоже «я». Малышом овладевает ощущение собственной божественной роли в этом мире. И неудивительно: стоит закрыть глаза, как все вдруг исчезает, а стоит их открыть — все появляется снова. Отголоски этого ощущения мы порой носим в себе всю жизнь, по крайней мере в фантазиях. Дети же до определенного возраста действительно верят в магическую силу собственных желаний и мыслей.

 

Постепенно мир младенца расширяется, с трехмесячного возраста он начинает понимать независимую роль других людей и вещей. Для расширения этого понимания необходимо, чтобы окружающие были добры к младенцу и по возможности удовлетворяли его основные потребности. Ребенка необходимо не просто держать на руках, а поддерживать душевно и духовно, а главное, всерьез принимать сигналы коммуникации, с уважением относиться к детскому плачу: он не бывает беспричинным.

 

Плач говорит: «Я чувствую себя несчастным!» или «Мне страшно». Многие матери интерпретируют плач исключительно как сигнал голода, а ведь он может означать и многое другое. Если вы знаете, что час назад покормили ребенка и он еще не мог проголодаться, не стоит тотчас снова совать ему грудь или бутылочку. Возьмите малыша на руки, может быть, ему просто хочется общения и ласки. Или, может, он неудобно лежит... Если у вас достаточно опыта в общении с вашим младенцем и достаточно велика готовность его понимать, вы, конечно же, сумеете быстро разгадать причину его беспокойства. Повторяем: для этого матери самой надо находиться в спокойном состоянии духа. По отношению к вашему ребенку истинным экспертом являетесь только вы. Универсального языка младенцев не существует, у каждого свой язык. Но существуют универсальные потребности, которые надо хорошо знать и относиться к ним с полной серьезностью.

 

 

 

Материнство — это любовь.

 

Мать маленькой Эллы пришла к врачу (Lisa Miller, врач лондонской Tavistock Klinik). Девочка постоянно плакала, и мать была не в состоянии ее успокоить. Бедная женщина сидела перед врачом в растерянной позе, держа малышку на руках, и горько жаловалась на свои проблемы: с мужем она разошлась еще во время беременности, от собственной семьи тоже не видела ни поддержки, ни помощи и вынуждена была одна растить ребенка. В это время малышка начала плакать, и мать автоматически сунула ей грудь. Девочка ухватилась за сосок, но через минуту снова начала проявлять беспокойство. Доктор наблюдала за этой сценой и видела: девочка все больше нервничает оттого, что то и дело теряет сосок, чего мать, кажется, даже не замечала.

 

Младенцу во время кормления необходимо полное внимание матери и ее покой, на что Лиза Миллер незамедлительно обратила внимание женщины. Они еще немного побеседовали на эту тему и распрощались.

 

Через неделю женщина пришла снова, чтобы поделиться радостной новостью. Элла стала намного меньше плакать, а еще через пару недель стала прелестным, улыбчивым ребенком. И все это лишь благодаря тому, что мать стала во время кормления смотреть на дочку, нежно и крепко держать ее в руках, ласково с нею разговаривать. Девочка быстро успокоилась, оттого что страхи ее сильно смягчились.

 

В три месяца младенец уже знает, что ему нравится, а что нет, у него уже есть свои представления о мире. В это время в нем начинает развиваться любовь к другим людям, тогда как раньше единственным объектом его любви являлся он сам.

 

Жизнь его наполняется новыми впечатлениями, причем как хорошими, так и плохими. Совсем избежать плохих практически невозможно, да и вряд ли это было бы полезно. С другой стороны, то, что кажется хорошим одному, не обязательно так же оценивается другим. Плохие впечатления неизбежны, потому что сама жизнь не оставляет нам иной возможности. Итак, у ребенка уже сложилось некое представление о жизни, и ключевой вопрос здесь: каких событий было больше, хороших или плохих? Именно от этого зависит принципиальное отношение ребенка к миру. Либо этот мир чаще всего добр к нему и, несмотря на неприятные моменты, жизнь все же замечательна. Либо: хотя в этой жизни и бывают хорошие моменты, в общем и целом она паршива, и ему лучше было бы вообще не родиться на свет.

 

Именно от этих первых впечатлений ребенка будут зависеть вся дальнейшая история жизни, восприятие себя и окружающих.

 

Многие матери сегодня задаются вопросом, что лучше — кормить ребенка грудью или же прибегать к достижениям развитой промышленности детского питания. И действительно, в отношении витаминов, питательных и минеральных веществ на эту промышленность вполне можно положиться. Но нельзя забывать, что кормление грудью — это прежде всего выражение любви, это тепло и близость материнского тела, которые необходимы детской душе.

 

Если же объективные обстоятельства вынуждают прибегать к бутылочке, психологи советуют, чтобы кормление по возможности производилось одним и тем же лицом, лучше всего матерью. У отцов в воспитании детей другие задачи.

 

Второй вопрос — когда лучше всего прекращать кормление грудью? Некоторые матери кормят детей почти до двух лет, мотивируя это наличием в материнском молоке веществ, укрепляющих иммунную систему ребенка. На самом же деле в данном случае речь идет уже, собственно, не о кормлении, а исключительно о символическом проявлении любви и близости.

 

Оптимальным возрастом для прекращения кормления грудью психологи считают 8–9 месяцев. В это время ребенок начинает активно ползать, освобождаясь от «симбиоза» с матерью, и открывает совсем новый мир. Он в таком восторге от этого мира и от собственных достижений, что потеря материнской груди не может быть воспринята как большая трагедия, ей существует великолепная замена. Если пропустить этот момент, позже расставание с материнской грудью может быть воспринято как потеря любви, причем позже наступают времена, объективно более тяжелые для психики ребенка.

 

Конечно, бывают ситуации, которые просто невозможно удержать под контролем.

 

Маленький Паша, вскоре после того как мать прекратила кормить грудью, заболел каким-то инфекционным заболеванием желудка и сильно от этого страдал. Мальчик без конца плакал, и в его плаче матери слышался укор. Она стала считать себя плохой матерью, и эти мысли почему-то сопровождались мыслями о собственной матери, умершей, когда сама она была подростком. Может быть, эта смерть была наказанием за ее тогдашнюю строптивость?.. Потом ей начинало казаться, что она родила на свет плохого ребенка. Все это стало разрушать прежде вполне хорошие отношения матери и ребенка.

 

К счастью, на помощь пришла давняя подруга ее покойной матери. Она взяла на себя часть забот о ребенке, а главное, много времени проводила с молодой женщиной, подолгу с нею беседовала, в том числе об умершей матери, что сильно облегчило ее переживания.

 

Мы привели этот пример, чтобы еще раз показать, как необходима матери помощь третьего лица. Хорошо, если это муж. Если же мать воспитывает ребенка одна, ей просто необходима помощь близких друзей и собственных родителей, и прежде всего помощь моральная. Когда человек чувствует себя покинутым, когда он остается один на один со своими заботами и проблемами, он теряет себя. Растерянность матери фатально отражается на судьбе младенца.

 

Младенцу нужен покой. Прежде всего, покой родителей, только при этом условии обретет он и свой покой.

 

Но какова мера этого покоя? Прежде считалось, что чем меньше у малыша различного рода раздражителей, тем лучше для его здоровья и развития. Затем психологи обнаружили, что, лишая ребенка новых впечатлений, мы лишаем его шансов на развитие. То есть рост интеллекта в большой степени зависит от количества — положительных! — раздражителей в самом раннем детстве: вертящиеся цветные картинки над кроваткой, музыка, разговоры и т. д. Тогда в Америке, например, начался настоящий бум. Там, где все поставлено на службу социальному успеху, бедных младенцев уже в пренатальной фазе стали пичкать Бахом, Моцартом и романами Льва Толстого.

 

Во всем, однако, необходимо чувство меры. Абсолютный покой действительно задерживает развитие, но слишком большая забота о развитии интеллекта перегружает нервную систему. Необходимо искать и находить золотую середину. Все дети разные, поэтому, внимательно наблюдая за ребенком, нужно постараться понять, какое количество информации в состоянии «переварить» ваше дитя.

 

Время для игр и время для покоя должно быть сбалансировано. У младенца, как и у взрослого, есть потребность в покое и одиночестве, и к этой потребности тоже надо относиться с уважением.

 

Гоголь описывает, как он, будучи впервые в Риме, после нескольких дней, до краев заполненных впечатлениями, вдруг слег в горячке. Приглашенный доктор не нашел никаких отклонений и установил диагноз: «синдром Стендаля» (именно автор знаменитого романа «Красное и черное» стал первым пациентом, у которого было зарегистрировано это заболевание, и произошло оно от избытка впечатлений, которые не силах был переработать его мозг). Несколько дней покоя снова поставили Гоголя, как в свое время и Стендаля, на ноги без лекарств и процедур. Так наша психика противится перегрузкам — нам необходимы новые впечатления, но необходимо также и время, чтобы над ними подумать.

 

Первый источник впечатлений младенца — мама, папа и другие ухаживающие за ним лица. С ними у него связаны как приятные, так и не очень приятные переживания. Новорожденный еще не знает, что ему может понравиться, а что нет, и познает это в ходе собственных переживаний, а значит, таким образом он знакомится не только с другими людьми, но и с самим собой.

 

Двухмесячная Машенька начинает беспокоиться. «Я ее только что покормила и перепеленала, так что голод или неухоженность не могут быть причиной беспокойства», — думает мама. Тогда она берет дочку на руки и подносит к окну. А там солнечные зайчики скачут по листве и все такое цветное и красивое! Машенька тут же начинает издавать довольные звуки. При этом она производит губками сосательные движения. Мама справедливо делает вывод: эти движения означают удовольствие. Ее предположение крепнет, когда она замечает у малышки те же движения во время игры ее тети на пианино — Маше нравятся эти звуки.

 

До того как мама поднесла Машу к окну, та и сама не знала, чего именно ей хочется, просто ей было как-то скучно, но, увидев веселую игру красок, она вдруг поняла: «Да, да, именно этого я и хотела!»

 

Так у ребенка рождается уверенность в собственных магических силах. Ему этого хотелось, и он это получил. Эта уверенность будет жить в нем еще долго, но, конечно, лишь при условии, если окружающие «играют с ним заодно». В противном случае им завладеет неуверенность и ощущение своей полной беспомощности, которые он будет нести в себе всю жизнь.

 

Вначале взрослые играют роль памяти младенца. Поэтому в обращении с ним чрезвычайно важны ритуалы и повторяющиеся действия: так малыш учится узнавать уже знакомое. Узнавание не только развивает память, оно вселяет уверенность. Не случайно дети так любят смотреть по телевизору рекламу. Их привлекает при этом не кошачий корм, стиральный порошок или автомобили, а абсолютно точное повторение, которое становится как бы символом стабильности жизни.

 

Позже с представлениями о собственных магических силах связан также и большой страх ребенка перед собственными чувствами. Если он, скажем, был зол на маму, позже он начинает бояться, как бы его недобрые чувства не привели к тому, что мама не будет больше его любить. Ребенок верит не только в магическую, но и в разрушительную силу своих чувств. Но если он видит, что мама и не думает на него сердиться, это в какой-то степени лишает оснований его страхи, он успокаивается, и в нем восстанавливается доверие к себе и к окружающему миру.

 

Этот момент чрезвычайно важен, так ребенок начинает понимать, что мир этот существует независимо от его представлений о нем. Если же он тем или иным образом получает подтверждение своим опасениям (причем может быть, что мама просто расстроена чем-то другим и поэтому так долго не подходит к нему), его внутренний мир разрушается, как разрушается и его представление о себе самом.

 

Со временем младенец учится вызывать мысленное представление об отсутствующих людях и предметах — так начинается формирование памяти.

 

Примерно в восьмимесячном возрасте младенец вступает в так называемую фазу отчуждения. Еще вчера он так мило улыбался бабушке (тете, соседке), а сегодня с плачем отворачивается от нее. В результате бабушка обижена, а мама выдавливает из себя неловкие извинения. На самом деле это повод не для обиды, а для большой радости. В данном случае отчуждение младенца продиктовано вовсе не тем, что он больше не любит бабушку, а тем, что в настоящий момент он ожидал увидеть совсем другое лицо. Это означает, что у него уже существуют представления о близких людях также и тогда, когда их нет рядом. А это свидетельствует о том, что он совершил очередной важный шаг в своем развитии.

 

Младенец буквально впитывает в себя окружающий мир. Он уже пытается разными способами устанавливать с ним связь, хотя еще не умеет разговаривать. Речь не только о невербальных сигналах. Игра также является способом коммуникации детей. Недаром детская психоаналитическая терапия производится посредством игры. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять, о чем он думает и что чувствует. Уже задолго до того, как ребенок начинает говорить, он приобретает свои представления о вещах. Например, он начинает понимать речь задолго до овладения ею. Нельзя забывать: ребенок понимает несоизмеримо больше, чем он может сказать.

 

А что еще важнее, в нем развивается представление о себе как об автономной личности. Но опять же, это возможно лишь когда окружающие поддерживают в нем эту веру в собственный суверенитет. С младенцем надо разговаривать и тогда, когда он не понимает всех слов, а главное, надо называть словами (об этом мы уже упоминали не раз) его чувства: «Ты рассердился на маму за то, что она так долго не подходила к тебе?», «Ты боишься, что мама оставит тебя без еды?» и т. п.

 

К сожалению, не все взрослые в достаточной степени обладают умением вербализировать свои чувства, но умение это чрезвычайно важно: благодаря ему смягчаются страхи.

 

Ощущение независимости для психики ребенка не менее важно, чем для психики взрослого. Но все дело в том, что у маленьких детей этой независимости объективно нет, а осознание полной зависимости внушает страх и наносит большую обиду. Тогда на помощь приходят фантазии. Дети очень рано начинают фантазировать, и прежде всего воображать себя в активной роли, что явственно видно в их играх.

 

Мы уже рассказывали об описанной Фрейдом игре младенца с катушкой, которую он то и дело выбрасывал из кроватки и потом втягивал за шнурок обратно, сопровождая это действие звуками, полными удовольствия. Смысл этой игры заключался в психической переработке боли разлуки с матерью. Ведь мама всегда играет активную роль, она уходит и возвращается, а малыш всегда остается и вынужден пассивно ее ждать. В игре же, наоборот, выбрасывая катушку, он как бы говорил ей: «Уходи!», и потом сам возвращал ее обратно.

 

Выбрасывать игрушку из кроватки и тотчас требовать ее возврата — любимейшая игра всех детей в определенном возрасте. Поддерживайте ребенка в подобных играх: таким образом вы даете малышу возможность чувствовать себя в активной роли. Это не «просто игра», это важный механизм переработки психических конфликтов.

 

Когда малыш начинает ползать, новое открытие мира переполняет его чувством гордости за себя. В нем растет любопытство, которое и является основой развития интеллекта. Конечно, следить за непоседой нелегко, родители устают. Особенно тяжело это в маленьких семьях, где не приходится рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Но пусть вас утешает мысль о том, что активность вашего малыша — это признак его физического и психического здоровья. Нельзя забывать, и об этом мы уже говорили, что память и интеллект могут развиваться лишь при условии отсутствия страха. Свойство страха — оттягивать всю душевную энергию на себя.

 

Чрезвычайно важно для развития младенца, чтобы в семье царили мир и покой, чтобы конфликты не заходили слишком далеко, чтобы не было громких ссор. Счастливыми дети могут быть только у счастливых родителей!

 



[1] Нельзя забывать, что во всем важна мера. Забота не должна подавлять инициативу младенца, сковывать его свободу. Чрезмерная опека и чрезмерный страх за ребенка тоже не способствуют развитию в нем уверенности.

[2] Здесь речь идет о психологической стороне отношений, мы сейчас не рассматриваем тех случаев, когда отцы вполне сознательно (физически или психически) удаляются от семьи.

 


Магистр Диана Видра
хозяйка психологического кафе "Зигизмунд",

автор и перводчик  научных работ по психоанализу и психоаналитической педагогике.

Приглашаем также на сайт:

www.animaincognita.com